Клиросное послушание

Очень полезно иногда возвращаться к началу. Как все начиналось. Начинаешь ценить то чего так желал. Это возможно и особенно приятно, когда есть люди — свидетели всех событий. Те, кто пережил это с тобой.
Получив задание написать свою историю появления на клиросе, я за вдохновением обратилась к подругам,  с которыми все и началось. И тут они меня закидали воспоминаниями. А помнишь??? Тут впору писать целую книгу. Столько событий,  теплых и ярких воспоминаний юности.
Чтобы писать о клиросе я должна написать  и про них.

Итак. Сейчас мне 28. Клиросный стаж 18 лет. Впервые оказавшись в церкви в раннем детстве, я с нескрываемым восхищением и интересом смотрела на клирос. Многоголосное пение на непонятном языке манило и родило мечту.  Я ХОЧУ БЫТЬ ТАМ! «Мечты сбываются — мечтать нужно аккуратнее»- любит говорить моя подруга. И моя  сбылась.

В воскресной школе нас начали обучать церковнославянскому языку и почти сразу распределили,  кто что будет читать на службе. Мне достался 3-й час. Тренировалась дома столько раз, что  знала все псалмы наизусть. Как-то в очередной раз, распевно нарушая тишину, дома зазвонил телефон. Пока шла к телефону продолжала читать: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки векооооов…» Путь был пройден, а фраза была не закончена. Взяв трубку я замолчала и вместо АЛЛО очень громко пропела — АМИНЬ. Испугавшись, бросила трубку. Телефон перезвонил. Это была Олеся. Она тоже учила часы и  в принципе догадалась что произошло. Хохотали мы  очень долго.

Клирос был для нас святая святых. Нахождение там было привилегией. Туда стремились. Этим дорожили. Особенно было приятно остаться одной на клиросе и быть как рыба в воде, зная какой тропарь читать и из какой книги. Шел 98 год. Мне тогда было 10 лет.

Но читать было мало. Хотелось петь. Батюшка пригласил преподавателя сольфеджио и для меня открылся мир нот, бемолей и диезов. Помню один случай. Тогда мы только учились и на службе  стояли напротив клироса, конечно же, заглядывали, туда разинув рты  и слушали. И вот однажды на литургии  стоим мы как всегда. Проповедь после Евангелия сказана, заупокойная ектенья спета, начинается Херувимская. И тут мы с деловым видом, как по сигналу открыли ноты Херувимской, которую накануне выучили. Сначала  только следили глазами за нотам, прислушиваясь к хору, (в принципе это от нас и требовалось), но как то видимо не удержались и запели… Как нам показалось очень даже не плохо. И не понимали, почему клирошане  смотрят на нас с ужасом, всем видом показывая, чтобы мы замолчали.

Матушка учила нас уставу. Мне все давалось как-то легко. Голова была пустая,  ничем лишним не забита. Бывает, и сейчас поешь  на всенощной и можно практически в слова не заглядывать. Сама удивляюсь. Специально не учила. А откуда-то знаю.  Помню, как батюшка мне тогда говорил:  «учи,  а то потом мозги как резиновые будут. С какой силой ты будешь стараться в них что-нибудь запихнуть, с такой силой все вылетать будет».  Да… теперь это так. А тогда он был еще моложе, чем я сейчас…

На клирос я попала так сказать «второй волной». Первой на клирос взяли Таню. Только ее. Помню, рыдала целый день от обиды. Теперь могу в этом признаться.
Полноценно и постоянно запели лишь в 2002 г. Самое заветное осуществилось.

Нас было четверо. Клирос  нас и сдружил. Тогда мы не понимали, что клирос это послушание. Матушка нас предупредила,  чтобы хорошо петь, нельзя ругаться между собой.  Сейчас я это понимаю. Помню, мы ответственно отнеслись к этому предупреждению и это правило задокументировали. Мол, обязуемся жить дружно, а если кто-то поругается, тот угощает всех мороженое. Так и написали с ошибкой. Мороженое. Но исправлять не стали. Так и осталось. Наверняка у кого-то хранится эта бумазейка.
Наша дружба крепла. Все время мы проводили вместе. Договаривали фразы друг друга. Матушка называли это так — блютуз включен. Наши мысли варились в одном котле.  Это тоже ее слова.  Помню, как то сидим с девчатами и говорим — торта так хочется! Буквально через пару минут заходит матушка с тортом. К тому моменту мы уже привыкли к этому. Просто взяли торт и вкусно попили чай. Блютуз включен. Синхронизация прошла успешно. И так было во всем.

Это душевное единение отражалось и на пении. Мы чувствовали друг друга.  Наши голоса сливались. Как говорится — спелись.

Мы пели везде. В церкви с открытыми окнами (чтобы непременно  все слышали), на улице и даже в попутке пока ехали с Караганды в Абай.

Мы пели все.  Богослужебное, русское народное, и даже отрывки с Гарри Поттера на 5й глас.

Мы были самым молодым хором. Нам тогда было по 13-14 лет. И, естественно, мы этим гордились. В паломнических поездках по области и в Алмате в храмах  Верую и Отче наш пели исключительно трехголосно. Выделывались.)

Клирос — это искушения. Бывает, стоишь и, вдруг, как накатит смех. Просто так. Что-то незначительное покажется смешным. И стоим все хрюкаем как по цепной реакции. Из алтаря возглас, а в ответ тишина… только всхлипывания. Бывает, нападет раздражение. Плохо споем то, что долго учили. Кто-нибудь сфальшивит,  кто на репетиции не ходил или просто не учил. Стоишь, злишься. И народ наверняка это чувствует. Какая уж тут молитва.

На клиросе должны быть люди, которые живут этим, которые горят. Люди на своем месте. Бывают девчата без музыкального образования  поют и все органично, а иногда профессиональные певцы с мощными голосищами выглядят, точнее —  слышатся —  нелепо. Здесь в пении главное душа и понимание того что поешь и Кому поешь.

Этим нужно жить. И главное помнить для чего это все. Не себя показать, а Богу петь. А, как известно, петь Богу — это самая лучшая профессия.

Елена Ли.

12-2-1024x681
20-2-1024x681
27-1-1024x681
33-1024x681
dsc_2357-1024x681
dsc_7113-2-1024x681
lleyen8kf0k

Количество просмотров(2977)

4 Comments

  1. Житель тёмной стороны луны

    Большое спасибо Елене Ли, было очень интересно прочитать.
    Нет когда мы стоим внизу и слушаем вас стоящих на клиросе нам не слышно не раздражительных ноток не сдавленных смешков о которых вы написали. 🙂
    Ну по крайне мере мне.

  2. Катерина

    Очень благодарна за рассказ. Я тоже не слышу всхлипов или раздражения.
    Вообще молодцы, что знакомите с послушаниями нашего храма и его послушниками. Очень интересно было увидеть тех, кого до сего дня только слышала.

  3. Очень люблю, когда поет клирос. Кажется, будто сами Ангелы спустились на землю.

  4. Анна Михайловна

    Огромное, человеческое спасибо! Мне всегда хотелось посмотреть на тех кто так красиво поет там на верху.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *