Смялись  ли те, кто изображен на Иконах?

У многих людей, как тех, кто ходит в храм, так и у представителей светского общества, есть мнение, что православные не смеются. Ходят в храме такие «Алёши-Поповичи» из мультика — настолько серьезные, что даже своему отражению не улыбаются. От этого складывается впечатление, что все, кто заходит под своды золотых куполов хмурятся или вообще не показывают на своем лице эмоций.

А вот в нашем приходе смеются и улыбаются все! Даже есть у нас один православный, который ,наверно, даже спит с улыбкой… Может, мы улыбаемся, потому что мы не святые?

Почему складывается впечатление, что смех —  это плохо?  Сегодня  все реже можно услышать такое понятие как «добрый смех»: смеяться над кем-то или чем-то это уже по умолчанию плохо, потому что граничит с издевательством одних людей над другими. При этом смеющийся ставит себя выше того, над кем насмехается и кого унижает своими насмешками. Очень часто подобные издевательства подхватываются окружением. В наиболее острых проявлениях насмешки оборачиваются травлей, нередко приводят к трагедиям. Такого рода смех именуется бесчинством.

Конечно, святые никогда не насмехались зло над другими и не унижали их: всей своей земной жизнью они стремились к Богу, а грехи тянули бы их вниз.

Важно понимать, что в Священном Писании понятие «смех» используется как в отрицательном, так и в положительном смысле.

Хотелось бы подробнее остановиться на позитивном отношении к смеху, например, когда он помогает избавиться от хандры, уныния или отчаяния. Или когда кто-нибудь смеется над собой – это  очень полезно, потому что помогает посмотреть на  себя со стороны.

Святые люди понимали, как важно улыбаться и смеяться. Вопреки распространенному мнению, что они все суровые, это не так: святые часто улыбались и шутили но, только очень по-особенному, по-святому.

Мученики в древние времена, претерпевая страшные страдания, не теряли способности шутить. Они смеялись даже над смертью, потому что понимали, что она над ними не властна! Мученик Конон, например, говорил, что костер, плохо разожгли, и он не может согреться. А мученик Лаврентий, когда его тело повесили над огнем, сквозь страдания произнес: «Вы испекли уже одну сторону мне, поверните на другую. Ту уже можно есть».

Это пример, когда люди смеялись в лицо смерти, как бы доказывая слова Иоанна Златоуста: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!».

Это пример из жизни первых веков христианства.  Но есть примеры и тех святых, которые по временным рамкам ближе к нам и умели добрым смехом и улыбкой учить и лечить сердца людей.

Однажды  к Паисию Святогорцу  пришел мальчик и спросил как ему найти старца. Святой ответил: «Он за сигаретами пошел». Мальчик робко предположил, что, наверное, кто-то из его гостей курит, а старец говорит: «Да этот Паисий вообще никудышный старикашка, пьет, курит». Но мальчик решил дождаться этого «никудышного курильщика». Потом старец рассказывал своим посетителям эту историю как пример доброго сердца, которое не может осуждать.

В трудные и мрачные годы у Патриарха Тихона над дверью в кабинет висела табличка с надписью: «По вопросам контрреволюции не беспокоить». Один архимандрит после личной встречи с патриархом остался даже недоволен его  «несерьезностью». «Все хи-хи да ха-ха и гладит кота», — сказал «серьезный» архимандрит. А святитель шутил, улыбался и так успокаивал тревожные сердца, унимал боль, это было очень нужно людям того времени. Таким образом он проявлял любовь к ближнему.

Но бывает, что святые люди шутили сквозь слезы разочарования.  Когда 22 мая 1922 года арестованного митрополита Петроградского Вениамина  выводили из Александро-Невской Лавры, навстречу ему вышел протоиерей Александр Введенский, чьими хлопотами было сфабриковано дело против митрополита. Введенский подошел к нему, сложив руки под благословение. «Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду», – ответил ему на это митрополит, вспоминая известный евангельский сюжет предательства Иуды. Участь владыки Вениамина была очевидной – расстрел.

Главное отличие шуток святых от глупых шуток а-ля кто-то поскользнулся на банановой кожуре и тому подобное в том —  в них нет презрения. Их юмор добрый, который лечит боль в душе. .А иногда святые люди иронизировали  над смертью, которая для нас является темой исключительно печальной  и скорбной…

А вообще, каждый должен понимать для себя — когда его смех становится злым и нужно остановиться, а когда необходим, чтобы расслабиться и не быть натянутым как струна. Святы были такими же людьми, как и мы, и  чтобы не быть подобно натянутой струне, смеялись и улыбались, не забывая про Страх Божий.

Статью подготовила Алёна Смирнова.

 

Количество просмотров(84)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *