Есть ли у православных особенная одежда?

Какой-то особенной, специальной, одежды у православных не было никогда — ничего такого, что выделяло бы человека и указывало на его принадлежность к вероучению.

Сама одежда претерпевала изменения от эпохи к эпохе, могла свидетельствовать о социальном либо профессиональном статусе, но единственным требованием к внешнему виду христианина оставалось одно: он не должен пробуждать ненужных страстей. Соблазнять, смешить, пугать, заставлять сомневаться в адекватности обладателя (юродивых не касалось).

Исторически сложилось так, что в послереволюционной России единственным материальным значимым предметом в облике православной женщины остался платок. Вовсе не потому, что береты, шляпки, тюрбаны, капоры и прочие головные уборы были преданы анафеме. Просто социальный слой, в котором были приняты эти головные уборы, оказался либо в эмиграции, либо изведенным под корень. А в храмах остались лишь те, кто по обычаю тех времен носил платок — крестьяне.

Поэтому, когда к вере начали приходить люди внешние, некоторые из них, так и не продвинувшиеся дальше соблюдения обрядов, сочли платок неким сакральным символом, без которого нахождение в храме в принципе невозможно.

Отсюда берет начало множество суеверий и нарушений элементарного этикета. Хочется еще раз напомнить тем, кто спешит «исправлять» окружающих: в храм вы пришли совершенно с другой целью, посему внимайте себе и не лезьте с непрошенными советами к окружающим.

Вполне может оказаться, что привычная вам традиция вызовет у человека, не менее православного, протест и неприятные ассоциации.

Так, например, в греческой православной церкви головные уборы снимают все без исключения верующие — независимо от пола. И у этой традиции тоже есть свои исторические и весьма убедительные корни. Отказ от головного убора был обусловлен протестом против турецкого ига, во время которого всем без исключения женщинам предписывалось ходить исключительно с покрытой головой — так что отсутствие платка в данном случае было свойственно именно христианкам. Менее верующими греков это не сделало, равно как и наша с вами склонность делать замечания посторонним людям не означает более высокий уровень благочестия.

Традиция обряжать в платки маленьких детей и незамужних девиц так же не была повсеместной. Так что если при виде простоволосой дамы вы чувствуете учительский зуд, лучше отойти на место, с которого ее возмутительная голова окажется не видна.

Традиция лихих 90-х демонстрировать свою лояльность православию путем ношения мешковатых одежд и нечесаных бород тоже, к счастью, осталась в прошлом.

Сегодняшние православные, в массе своей, выглядят обычно. И это хорошо. Значит, вера перестала быть частью жизни и стала просто жизнью, которая продолжается и за пределами храма.

Наталья Уголькова

Количество просмотров(232)

2 Comments

  1. Тут пишется в основном про женскую одежду и оно понятно, но хотелось бы дополнить эту статейку небольшим обращением к мужчинам посещающим храм. Не за горами лето, летняя жара и многие из нас ходят в эту пору в майках и шортах, тут как говорится дело вкуса но думаю стоит воздержаться от того что бы в таким виде идти в храм. Не одна короткая юбка женская, не один боевой раскрас не сравниться по безобразию с этим зрелищем и по неуместности его в святых стенах храма. Как будто он спал, спал, проснулся как был в трусах и майке, и отправился куда то сам куда не понял. Что бы требовать с женщин строгую одежду в храме нужно самому иметь на это моральное право.
    Давно хотел про это написать и как раз представился случай.

  2. О мужской одежде тоже есть что сказать, вы правы. Будет повод развить тему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *