Так уж сложилось, что первое, что видит человек, переступая порог храма — это свечная лавка. Часто приходится слышать, что от того, как тебя там встретят, зависит чуть ли не дальнейшее пребывание человека в церкви.
Это, надо сказать, ошибочное мнение. Многое, если не всё, зависит от того, с каким сердцем и настроением сам человек идет в церковь – с покаянным ли, любознательным, благодарным – или же приходит требовать чего-то, что, как он считает, в церкви ему обязаны дать. В последнем случае столкновения разной степени тяжести неизбежны. Понимание того, что в Дом Божий следует входить с сокрушенным сердцем, приходит не сразу и далеко не ко всем. К постижению этой истины приходится продираться сквозь волчцы и тернии. И для того, чтобы постигнуть её и, заодно, проверить крепость благих намерений, человеку во испытание посылается лавочница.
Именно поэтому на лавочное послушание берут только самых зловредных и въедливых, а те, у кого характер был изначально неплохим, достигают сего сомнительного совершенства в процессе.
Шутки шутками, а послушание в свечной лавке – дело непростое. Раньше, 22 года назад, я была уверена, что для успешного выполнения своих обязанностей вполне достаточно хорошо считать, правильно давать сдачу и уметь отвечать на самые простые вопросы типа «во сколько начинается служба?» и «когда можно покрестить ребенка?»
Потом, когда оказалось, что не все запросы настолько просты, пришлось много читать и искать ответы на сложные вопросы в авторитетных источниках.
Позже пришло понимание того, что не всем нужную информацию можно донести в одинаковых словах и шаблонных фразах – так обнаружилось, что к каждому человеку нужен особый подход…
Все это происходило не вдруг и не сразу ещё и потому, что на лавочное послушание меня отправляли от случая к случаю, в обстоятельствах форсмажорных и безвыходных, поэтому тонкую науку пришлось постигать урывками.
Сегодня я потихоньку прихожу к мысли, что счётные умения, теоретические знания, понимание психологии — вещи, разумеется, важные, но самое главное качество человека за церковным прилавком должно лежать совершенно в иной области – в области сердца. Приходящего нужно пусть не полюбить, но хотя бы захотеть понять и, разумеется, помочь. Этому меня научила работа бок о бок с коллегами – Татьяной Александровной и Мариной, которые доброжелательно, без ненужной суеты и в полнейшем согласии друг с другом и с прихожанами выполняют это нелегкое послушание.
Так что о повальной зловредности лавочниц я, разумеется, пошутила. Зловредны те, кто еще не понял, что главное в любом церковном деле – это забота о ближнем, а вовсе не количество проданных свечек, принятых записок и прочитанных умных книг.
Наталья Уголькова.
Количество просмотров(605)
Прикольная статья) Читала — смеялась, да наши лавочницы и правда вредные почему то) Им наверное не хватает сладкого для поднятия настроения. Предлагаю всем лавочницам в начале дня выдавать по шоколадке)