Каждое воскресение ученики младшей группы воскресной школы ближе к концу службы задают жалостливым тоном один и тот же вопрос: « А можно за просфоркой сходить?». После одобрительного кивка они мчатся за своей добычей и радостно её уминают. Может, вкушают они их и не с должным благоговением, как взрослые, но каждый раз они бегут за ними, забывая про конфеты и прочие лакомства.
В нашем храме просфоры пекут три человека: Бычковская Татьяна Юрьевна, Черкасова Александра Николаевна и Штырова Наталья Васильевна. Мы — молодое поколение нашего храма, привыкли обращаться к ним «тетя Таня», «тетя Саша» и «тетя Наташа». Так по-доброму и по-семейному, но их послушание заслуживает относиться к ним с должным уважением.
Дольше всех печет просфоры Татьяна Юрьевна — «теть Таня». Начинала она как помощница Ирины Владимировны, которая с 2004 по 2007 год пекла их сама на дому. С 2007 года ей на помощь пришла наша тетя Таня и помогала печь. И только в 2010 году просфоры стали изготовлять в храме. После этого Ирина Владимировна перестала печь просфоры, и, сменив несколько помощников, Татьяна Юрьевна стала печь одна. Но искать не прекращала. И наконец, нашла Александру Николаевну.
У нашей теть Саши есть еще одно послушание – помогать убирать в храме. Как рассказала она сама, вначале просто приходила в храм для утешения души. Затем начала помогать в трапезной.
«Стою я на службе, грустно на душе, а тут Таня подошла и предложила печь просфоры» Потом они пошли к отцу Александру за благословением. Так и пекут вдвоем уже 4 года.
Поначалу получалось не очень. И так старались, и эдак — не то…
«Батюшка нам предложил в собор поехать за практикой, — продолжает Александра Николаевна. — После этого стало получаться намного лучше, хорошие мы батюшке показывали».
Но тут наша теть Саша грустно вздыхает, и говорит, что у нас очень маленькое помещение. Печь просфоры им приходится в трапезной, где днем кормят людей. А теть Таня, улыбаясь, говорит, что в новом здании по плану целых две комнаты для изготовления просфор.
Процесс изготовления занимает 7-8 часов, все зависит от количества просфор. Заканчивают они в 9 часов вечера, а иногда и в 10. Помню, они рассказывали мне случай, когда пришли домой поздно ночью, потому что в храме не было света: вначале ждали, пока дадут свет, а затем пекли до глубокой ночи.
Виктор Павлович, муж Татьяны Юрьевны, иногда тоже помогает печь просфоры. Он им подсказывает, как лучше сделать, но бывает, что и ругает. Как сказала Александра Николаевна: «Порицание дает вдохновение».
Недавно помогать пришла Наталья Васильевна. Она помогает уже в 4 раз, и ей это нравится. Как говорит она сама: «…надо быть внимательным, сосредоточенным и любить своё дело». Печь она вообще любит, даже принесла пирог к чаю.
Раньше я не задумывалась, как это — печь просфоры. Часто бывало, что мы не успевали уйти из храма, до начала изготовления просфор, и слышали, как шумят машинки для теста. Конечно, любопытство брало верх, и мы расспрашивали, что и как: «а это для чего?», « а почему шумит?», « а что шумит?» и так далее. Только проведя немного времени, наблюдая за процессом изготовления просфор, я поняла, как это трудно и важно. Процесс изготовления часто прерывается, потому что в трапезную заходят люди выпить чаю, перекусить. И каждый раз отвлекаешься на них. Помещения трапезной очень маленькие, и приходится толкаться друг с другом. Борясь со всеми этими искушениями, надо не забывать про молитву.
Не смотря на долгий опыт изготовления просфор, Татьяна Юрьевна, Александра Николаевна и Наталья Васильевна переживают за каждую просфорку. Может, поэтому детям они кажутся такими вкусными?..
Алёна Смирнова.
Количество просмотров(128)