На ковре-самолете мимо радуги

qPXI18LxPH4Не уверена, можно ли однозначно объявить  зависимость недугом, но мучений подобное состояние приносит не меньше, чем любая известная  болезнь из медицинского справочника. С единственной разницей: с переломом руки или острой почечной коликой мы срочно бежим к врачу, а зависимость  скрываем, пока это только возможно. И даже когда скрывать уже  невозможно, пораженный ею человек  ещё долго отказывается признавать себя больным.

Неважно, зависимость это алкогольная, игровая или эмоциональная, состоит она, как правило, из трех компонентов – психического, физического и духовного. Психическая – это когда нарушения  психоэмоционального фона  человек пытается «подлатать» с помощью внешних вливаний.  То есть, простым языком говоря, внутреннюю пустоту наполняет извне. Игрой, алкоголем, едой, отношениями. Физическая характеризуется все возрастающей частотой употребления «лекарства от пустоты» и ломкой в случае его отсутствия, а духовная – постоянным держанием в уме предмета своей страсти.

Наркоман не может позволить себе уехать путешествовать, не прихватив с собой достаточной «дозы» или не будучи уверенным, что ее удастся достать там, куда отправляется. Эмоционально зависимый от другого человека не позволяет тому удаляться даже на минимальное от себя расстояние и время, игроман приходит в неистовство в отсутствие интернета и перестает покидать жилье – словом, любая зависимость приравнивает человека к цепной собаке, прикованной к будке. Причем цепь постоянно укорачивается, пока не удавит вовсе.

Кажется, что с верой в Бога это никак не связано: просто хочет человек играть, курить, чувствовать  себя «на подъеме», влюбляться, тратить огромные деньги на деликатесы – не хватает ему положительных эмоций. Несчастлив он.  Но что такое счастье, как не жизнь в гармонии с собой, с окружающим миром и в итоге – с Богом? Любая зависимость укореняется в душе  тем сильнее, чем меньше в ней подлинного содержания, чем больше пустот, требующих немедленного заполнения. А отсутствие в жизни бога неминуемо ведет к тому, что пустоты заполняются… противоположным содержанием.

И, если психическую и физическую зависимость можно снять медикаментозными и психотерапевтическими способами, то последний компонент – духовный, не лечится и не истребляется ничем. Потому, что мысли, которыми поддерживается горение страсти – не наши. Это мысли «извне», повлиять на них сколь угодно сильным волевым усилием  мы не можем – именно здесь нам, как никогда, требуется помощь Божья. Нужно снова вернуть Богу подобающее место в нашей внутренней вселенной – только при этом условии можно рассчитывать на успех в борьбе.

Человек  создан свободным, но распоряжаясь Божьим даром необдуманно, попадает в клетку. И в этом случае единственный выход  из неё – полная смена  жизненных ориентиров.  Многим зависимым до поры, до времени жизнь остальных людей, не вовлечённых в страсть, кажется серой и безрадостной, а собственная – полной удивительных красок и упоительных ощущений, поэтому менять они ничего не намерены.   Ужас и отчаяние наступают позже – когда клетка сжимается до таких  размеров, что в ней невозможно не только находиться, но даже дышать. Вот тогда человек готов обещать что угодно, чтобы избавиться от муки.  Но без понимания истинной природы своей страсти перемены к лучшему будут ненадежными, если вообще произойдут. А механическое исполнение правил, посещение церкви без попытки понять, что именно там происходит – пустая трата времени.

«Внутренний переворот, — пишет игумен нектарий (Морозов) —  о котором мы говорим, заключается в том, чтобы увидеть Бога в своей жизни. Если этого не происходит, то это не фатум, не судьба, а опять же в конечном итоге внутренний выбор. Человек может либо дать себе труд задуматься над тем, как устроена эта жизнь, мир, что вокруг происходит, либо пройти мимо всего этого. И если он все же хочет думать, то для него очевидным явится то, что он на свет появился не сам, что его жизнь когда-то закончится по причинам, не зависящим ни от него самого, ни от окружающих — значит, Кто-то его в эту жизнь привел, в ней поддерживает и из нее заберет. Если человек от этих фактов отворачивается, его в благодатную жизнь в Боге никак не призовешь. Он подобен бомжу, который настолько погрузился в уличную жизнь, что уже ни за что не хочет из нее выходить. Можно дать ему дом, деньги, другие условия жизни, но он и дома, и с деньгами будет жить, как на улице. И можно порою увидеть людей очень умных, глубоких, серьезных, способных и к критике, и к самоанализу, которые именно так в духовном смысле и живут — как те бездомные, которые уже перешагнули внутри себя некую грань. Они не хотят поворачивать голову в сторону того образа, который знают и угадывают — образа распятого Христа, Который с Креста зовет их к Себе. Они всё понимают, но им это чуждо. Вот именно так люди и погибают. Они погибают потому, что множеством выборов, которые переходят в один глобальный выбор, приводят себя в такое состояние, что, уже и перед Богом представ, не смогут с Ним быть. И там уже не стоит вопрос, помилует ли их Господь,— они не хотят. Никогда не хотели и там не захотят. На Страшном Суде невозможно будет такое: ты испугался — и решил быть с Богом. Там будет действовать тайна любви: что ты любишь, тем ты и будешь.»

Наталья Уголькова

Количество просмотров(116)

One Comment

  1. Тибо Пино

    #KickTheHabit

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *