Как не стать православнутым

В православных журналах и блогах часто встречаются предостерегающие материалы: как не стать жертвой сектантов, сетевого маркетинга или не впасть в ересь. Нет только указаний, как избежать превращения из православного в православнутого.

Термин «православнутый» мне поначалу показался совершенно оскорбительным. Именно таким он кажется настоящему православнутому, который везде и во всем ищет насмешку над собой и всевозможные каверзы.

Потому, как основной признак истинно православнутого — непомерная гордыня и агрессивная уверенность в своей правоте. Ищет он обычно не правды Божьей, а удовлетворения собственного эго.

Второй характерный признак — постоянная неуверенность в себе. Чтобы чувствовать себя уверенней, православнутые сбиваются в стаи под знамена какой-нибудь страшно праведной, но агрессивной идеи. Читая призывы сорвать театральную постановку, разрушать памятники культуры, бить неугодных, будьте уверены: инициаторы — православнуты чуть более, чем полностью. Кажется, что этот пункт противоречит первому, но на самом деле агрессия и неуверенность часто идут рука об руку.

Третий признак — если в общении с единоверцем по вере ты теряешь душевный покой. Если вместо душеполезных вещей ты слышишь постоянное осуждение — это оно самое.

Разговоры о скорой близости конца — любимая тема православнутого. На втором месте по популярности — подробные разговоры о бесах и их потрясающих способностях. Любимые книги — обличительные: про барби, колдунов и социальные сети. Серьезных вещей православнутый не терпит и ломать над ними мозги не считает нужным. Очень часто гордится необразованностью как светской, так и духовной, считая ее залогом внутренней чистоты.

Очень любит всевозможные «святыньки», привезенные из паломнических поездок — иногда в этом и заключается основная цель путешествия: привезти побольше материальных свидетельств своей праведности откуда-нибудь издалека. Вообще, материальное, осязаемое, годное для учета — это архиважно. Вокруг часовни блаженной Ксении нужно пройти непременно семь раз по какой-то там стрелке(по часовой или против) и только потом заходить внутрь и подавать записку.

Для облегчения жизни православнутый ищет старца и взваливает на него решение практически всех своих проблем — от покупки табурета в кухню до вопросов о частоте причащения.

Однажды принятое на веру не переосмысливается и не обсуждается — способности к самостоятельному мышлению у человека подобной формации нет. Православнутый не задает вопросов и не испытывает сомнений — сказали: надень на голову чугунок и исполнишься благодати — он надевает и преисполняется важности. Благодать снизошла, теперь от него можно свечи зажигать.

Очень любит православнутый каких-нибудь тайных святых, как будто прославленных ему недостаточно. Любит пересказывать немыслимо благочестивые истории про чудесные избавления праведников от неведомых гонителей, левитацию, ходьбу по воздуху, воде и отвесным скалам, не понимая, что подобные благоглупости вызывают у посвященных людей раздражение, а у посторонних — откровенное недоверие к Церкви, уводящее от понимания сути вероучения.

Но главное, что отличает православнутого от православного — отсутствие трезвости и самокритики. Человек, приходя в церковь и видя Идеал, почему-то не меняется в лучшую сторону: увидев и осознав свою неказистую жизнь, не вопит от ужаса и отвращения и не старается избавиться от налипшей ерунды. А почему-то становится даже хуже, чем был до воцерковления — нетерпимым, грубым, резким, безжалостным. Ограниченным. Обвиняющим. Высокомерным. Посмешищем и камнем преткновения для тех, кто мог бы прийти к вере, но теперь боится превращения в подобного болвана и мракобеса. Об этом следует помнить, когда на языке у вас вертится очередное обличение вместо «Господи, милостив буди мне грешному!»

Наталья Уголькова

Количество просмотров(230)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *