Моя прелесссть

392_300_33183_gordyna_До написания статьи  слово «прелесть» было для меня  чем-то вроде комплимента  и пародийной фразой из популярного фильма, но углубившись в  тему и разобравшись, что к чему, я поняла, что ничего смешного или приятного в этом понятии  нет  — это слово означает ложь и помрачение ума.

 

«Ты, — говорит пророк сатане,  — рекл еси в уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу: взыду выше облак, буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши, и во основание земли» —  так живописно изобразил пророк Исайя действие прелести «мнения» в падшем архангеле — действие, обольстившее и погубившее ангела, прежде принадлежавшего свету.

 

Духо́вная пре́лесть (от церковно-славянского лесть — ложь, обман) в соответствии с православным вероучением — духовная болезнь человека, сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём достоинстве и совершенстве. По учению святителя Игнатия Брянчанинова, все люди находятся в прелести, а знание этого, по его словам, «есть величайшее предохранение от прелести». Он также заключает: «Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести».

 

Наглядно  действие прелести в человеке показывает следующая история: был в Палестине некоторый монастырь при подошве большого и высокого утеса, а в утесе был вертеп (пещера) над монастырем. Монахи того монастыря рассказывали: «За несколько времени пред этим один из нашего братства возымел желание жить в вертепе, что в горе, и просил о том игумена. Игумен имел дар рассуждения. Он сказал брату: «Сын мой, как ты хочешь жить один в вертепе, еще нисколько не преодолев плотских и душевных страстных помыслов? Желающему безмолвствовать должно быть под руководством наставника, а не самому управлять собою. Ты, нисколько не достигши надлежащей меры, просишь у моей худости, чтоб я дозволил тебе одному жить в вертепе, а я думаю, что ты не разумеешь различных сетей  диавольских. Гораздо лучше тебе служить отцам, получать от Бога помощь их молитвами, с ними в назначенные часы славить и воспевать Владыку всех, нежели одному бороться с нечестивыми и злохитрыми помыслами. Не слышал ли ты, что говорит Богогласный Отец Иоанн, писатель Лествицы: «Горе жительствующему наедине, если он впадет в уныние или ленность, то некому восставить его! А где два или три собраны во имя Мое, там Я посреди их, сказал Господь».

 

Так говорил ему игумен, но не мог отвлечь инока от душепагубных помыслов. Видя непреодолимое желание брата и неотступные его просьбы, игумен, наконец, дозволил ему жить в вертепе. Напутствованный молитвою игумена, он взошел в вертеп. В часы употребления пищи приносил её к вертепу один из монастырской братии, а затворник имел на веревке корзину, которую спускал, и принимал пищу. Когда он пробыл несколько времени в вертепе, диавол, всегда борющийся с желающими жить богоугодно, начал смущать его злыми помыслами день и ночь; чрез несколько же дней, преобразившись в светлого ангела, явился к нему и сказал: «Да будет тебе известно, что ради твоей чистоты и благонравного жития Господь послал меня прислуживать тебе». Монах отвечал: «Что сделал я доброго, чтобы ангелы служили мне?» Диавол возразил: «Все, что ты сделал, велико и высоко. Ты оставил красоты мира, и сделался монахом, трудишься в посте, молитвах и бдении; опять ты, оставив монастырь, поместился на жительство здесь: как же ангелам не служить твоей святыне?»

 

Этими речами душегубец-змей привел его в надмение, в гордость и начал постоянно являться ему. Однажды некоторый человек, обокраденный ворами, пошел к монаху. Нечистый бес, который обольщая его, являлся ему в виде ангела, сказал ему: «Этот человек окраден ворами; украденное скрыто в таком-то месте: скажи ему, чтоб он пошел туда и взял свое». Человек, пришедши к вертепу, поклонился, а монах сверху говорит ему: «Хорошо, брат, что ты пришел! Я знаю: тебя постигла скорбь, потому что к тебе приходили воры, украли и то и то. Не печалься! Они положили украденное там-то: поди туда и найдешь все, а за меня молись».

 

Человек удивился, послушался и нашел украденное. Он прославил монаха во всей стране той, говоря, что монах, живущий в вертепе, пророк. К монаху начало стекаться множество людей; слушая его, они приходили в удивление от учения, которое он преподавал по внушению диавола. Он предсказывал, и предсказания его сбывались. Несчастный провел немалое время в таком обольщении. Во второй день второй недели по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа скверный бес явился монаху и сказал ему: «Знай, отец, что ради непорочного и равноангельного жития твоего придут другие ангелы, и тебя, в теле, возьмут на небо: там, со всеми ангелами, будешь наслаждаться зрением неизреченной красоты Господней». Бес, сказавши это, сделался невидим.

 

Но человеколюбивый и многомилостливый Бог, не хотящий погибели человеческой, вложил в сердце монаху возвестить о случившемся игумену. Когда пришел брат, обычно приносивший пищу затворнику, затворник, выглянув из вертепа, сказал ему: «Брат! Поди, скажи игумену, чтоб пришел сюда». Брат передал это игумену. Игумен поспешил придти; по лестнице взошел он в вертеп к затворнику и сказал ему: «По какой причине, сын мой, ты повелел мне придти сюда?» Он отвечал: «Чем воздам тебе, святой отец, за все, что ты сделал для моего недостоинства!» Игумен сказал: «Что доброе сделал я тебе?» Монах: «Поистине, отец, чрез посредство твое я сподобился многих и великих благ. Тобою я облечен в ангельский образ; при твоем посредстве вижу ангелов, и сподобляюсь беседовать с ними; при твоем посредстве я приял дар прозорливства и пророчества». — Игумен, услышав это, удивился и сказал: «Несчастный! Ты ли видишь ангелов? Ты ли сподобился дара прозорливства? Горе тебе, несчастный! Не говорил ли я тебе: не ходи в вертеп, чтоб бесы не обольстили тебя».

 

Когда игумен говорил это, брат возражал ему так: «Не говори этого, честный отец! Ради твоих святых молитв я вижу ангелов: завтра же я буду вознесен ими на небеса с телом моим. Да ведает твоя святыня, что я хочу просить у Господа Бога нашего, чтоб и тебя взяли ангелы, чтоб и ты был со мною в небесной славе». Услышав это, игумен грозно сказал ему: «Ты обольщен демоном, несчастный! Однако, если я пришел сюда, то не уйду отсюда: останусь здесь посмотреть, что случится с тобою. Скверных бесов, которых ты называешь ангелами, я не увижу, но ты, когда увидишь, что они пришли, скажи мне». Игумен велел взять прочь лестницу, и остался в вертепе с прельщенным, пребывая в посте и непрестанном псалмопении. Когда наступил час, в который прельщенный надеялся вознестись на небеса, он увидел пришедших бесов и сказал: «Пришли, отец».

 

Тогда игумен обнял его и возопил: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги прельстившемуся рабу твоему и не попусти нечистым бесам возобладать им». Когда игумен говорил это, бесы схватили и начали тащить прельщенного, усиливаясь исторгнуть его из объятий игумена. Игумен запретил бесам. Они, сорвав с прельщенного мантию его, исчезли. Мантия была видна возносящеюся по воздуху на высоту и, наконец, скрылась. По прошествии довольного времени мантия опять показалась летящею вниз и упала на землю изодранной. Тогда старец сказал прельщенному: «Безумный и несчастный! Видишь, как бесы поступили с твоею мантией: так намеревались поступить они и с тобой. Они намеревались тебя, как Симона волхва, вознести на воздух и спустить вниз, чтоб ты сокрушился и бедственно изверг окаянную душу».

 

Игумен призвал монахов, велел им принести лестницу, свел прельщенного из вертепа в монастырь и назначил ему служение в пекарне, в поварне и в прочих монастырских послушаниях, чтоб смирились его помыслы. Таким образом он спас брата» (Пролог, января 9-й день.).

Случалось, прельщались видениями даже опытные и святые люди. Так однажды диавол, ненавистник всякого добра, принял вид светлого ангела и показался Симеону Столпнику  вблизи столпа на огненной колеснице с огненными конями, как бы сходящим с неба и говорил:

— Слушай, Симеон! Бог неба и земли послал меня к тебе, как видишь, с колесницей и конями, чтобы взял я тебя, подобно Илие, на небо (4 Цар. 2:11); ибо ты достоин такой чести за святость жития твоего, и пришел уже тебе час вкусить плоды трудов своих и принять венец похвалы от руки Господней. Поспеши же, раб Господень, узреть Творца своего и поклониться Тому, Кто создал тебя по образу Своему; желают и тебя увидеть ангелы и архангелы с пророками, апостолами и мучениками.

 

Святой не распознал вражеского прельщения и сказал:

— Господи! Меня ли, грешника, хочешь взять на небо?

И поднял Симеон правую ногу, чтобы ступить на огненную колесницу, но вместе с тем осенил себя крестным знамением. Тогда диавол с колесницей исчез, как пыль, сметенная ветром. А Симеон познал бесовское прельщение, раскаялся и ногу свою, которой хотел ступить на бесовскую колесницу, казнил тем, что стоял на одной той ноге целый год.

Эта история повествует нам о том, что даже и монахи и опытные молитвенники могут поддаться прелести, и лишь смирение сохранило их от погибели.

По утверждению святителя Игнатия (Брянчанинова), все люди находятся в прелести, но  знание этого, по его словам, «есть величайшее предохранение от прелести». Об упорствующих он пишет: «Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести».

Хорошим примером веры, смирения и любви служит история святого Амфилохия, который  с юности вступив в монашество, удостоился в зрелых летах и в старости проводить жизнь отшельническую в пустыне.

Заключась в пещеру, он упражнялся в безмолвии, и достиг великаго преуспеяния. Когда совершилось сорок лет его отшельнической жизни,  явился ему ночью Ангел, и сказал:

—  Амфилохий! иди в город и паси духовных овец.

Амфилохий пребыл во внимании себе, и не обратил внимание на повеление Ангела. На другую ночь снова явился Ангел и повторил повеление, присовокупив, что оно от Бога. И опять Амфилохий не оказал повиновения Ангелу, опасаясь быть обольщенным и вспоминая слова Апостола, что и сатана преобразуется в ангела светлаго (2 Кор. 11,14).

На третью ночь снова явился Ангел и, удостоверив о себе Амфилохия славословием Бога, нетерпимым духами отверженными, взял старца за руку, вывел из келлии, привел к церкви, находившейся вблизи. Двери церковныя отворились сами собою. Церковь освещалась небесным светом; в ней присутствовало множество святых мужей в белых ризах с солнцеобразными лицами. Они рукоположили Амфилохия в епископы города Иконии.

Бог не прогневляется на того, кто опасаясь прелести, с крайней осмотрительностию наблюдает за собою, если он и не примет чего посланнаго от Бога, не разсмотрев посланное со всею тщательностию; напротив того, Бог похваляет такого за его благоразумие».

С древних времен диавольские уловки ничуть не изменились.  Сегодня, как и прежде, он внушает людям  гордые мысли, надменность, идеи  о собственном превосходстве и уловляет в сети прелести и самомнения.

Как попадают люди в прелесть?

Схиигумен Иоанн (Алексеев) так рассказывал об одном таком случае прельщения.

-Знаете, как хитро диавол улавливает в свои сети? Я в 1978 году крестил одну женщину, дал ей правило: что читать и делать. Говорю: «Каждый день читай по 500 раз молитву Иисусову, делай по 50 земных поклонов». (Эта женщина в церковь уже ходила; я как- то стал допытываться, и оказалось, что  крестили ее в католической церкви).

Через некоторое время приезжает и говорит: «Благословите мне больше поклонов делать». — «Ну, — говорю,- делай 100 поклонов». — «А можно 1000 раз читать Иисусову молитву?». — «Можно. Бог благословит». Через некоторое время приехала и попросила 3000 молитв Иисусовых. Благословил, спрося: «Тебе сил хватает?» — «Хватает». И все.

Мы с ней встречались раз-два в год. Она приезжала, всегда молчала, вся в молитве пребывала. Ни с кем особо не разговаривала. Так вот приедет — и уедет. А потом однажды (было это в с. Красном, недалеко от Палеха) мы собрались на день Ангела всех Наталий. Собралось Наталий человек восемь. Эта женщина взяла и села первая за столом, под иконами. Я говорю: «Ты место освободи — сядь на другое место». И она вообще ушла с обеда, обиделась. Я потом с ней где-то два часа беседовал, спрашивал — почему она обиделась? Говорит:

— Вы меня оскорбили, опозорили перед всеми!

 

— Тут позора никакого нет. День Ангела не твой, должна была место уступить именинницам.

 

И вот, в этой беседе я допытался у нее:

 

— Расскажи, как ты молишься?

 

Оказывается, что она без благословения делает 1000 поклонов каждый день; когда в дороге бывает и просрочит, так и по 2000 делает — с молитвой Иисусовой, со слезами. Узнал, что она спит по два часа в сутки. В понедельник, среду и пятницу не вкушает пищи совсем, не пьет, а во вторник, четверг, субботу и воскресенье ест один раз.

Если бы ее видели — она крепкая, здоровая; ездила к нам — рюкзак громадный на себе несла -10 километров по бездорожью. Даже ни капли не видно измождения. Узнал, что когда мы все сидели за столом (в другой раз), на нее такая благодать снизошла, такая любовь к Господу и ко всем — готова была всех обнимать и целовать. Своего тела не чувствовала, вся душа и тело — в любви Господней.

Думаю: «Ну, что уж это с ней такое — что-то особое?»

 

А вот в Красном, когда попросили покинуть первое место и выяснилось — что это. Все проявилось! У нее такой гнев появился, такая обида, что она и разговаривать даже не хотела:

 

— Вы меня опозорили перед всеми!

 

А что Христос говорит: «Не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных почетнее тебя» (Лк. 14,8).

Для чего это я говорю? Такой вот человек хитро спасается, очень хитро. Пророк Давид говорит: «Смирихся, и спасе мя Господь» (Пс. 114). Смирился — уже спасен. Не надо ни поклонов, ни молитв — уже человек спасся.

Поклоны, бдение, подвиги — это не цель, это средство ко смирению. Через них человек смиряет свою плоть, умоляет Господа, чтобы прийти ко смирению, быть как дитя незлобивым, спокойным, уравновешенным. Всех любить, всем добро творить.

Эти подвиги она взяла на себя не по благословению, а по своей воле, по гордыне. А когда такие люди по своей воле живут, то в них не Божий дух ревности, а диавольский дух.

Дальше пошло и другое — дошло до того, что покушалась на самоубийство. Наелась каких-то таблеток, хорошо, что ее начало рвать, четыре часа пролежала полумертвая. Еле ожила. Вот, до чего доводят эти «подвиги». Когда я ей снова благословил 50 поклончиков и 500 Иисусовых молитв, каждый день есть, как все едят, тогда она не смогла этого сделать. Говорит:

— Ничего не могу: ни поклонов, ни молитв — совсем ничего. И утренние, и вечерние не могу читать. И жор на нее напал.

Говорю:

— Видишь, это с тобой чисто демоническое было. Многие наши сестры в общении с ней не раз слышали, как бы между прочим: «Вот, подвиги совершаю», «по 1000 поклонов делаю», «три дня в неделю не ем», «по два часа сплю», все так хитро высказывала. Говорила уже и такое: «Все плохие, одна я хорошая». Вот вам — эталон, как узнать человека в прелести. Ему об этом говоришь — не верит: «Ты плохой!» Значит, спасаться не трудно, но мудро. В церкви, в монастыре, везде должно быть послушание — на первом месте. Все делать надо по послушанию. Запомните, что я вам сказал….

(Во время работы над этим материалом  я прочла множество историй о том как человек впадал в состояние прелести,  и невольно возникал  вопрос: А на какой стадии духовного развития  нахожусь я сама? Стало  страшно. Потому что ни на какой. – Т.Я.)

Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад, во время молитвы в уме представлять образ Cпасителя, или Божией Матери, или какого святого.

Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам.

Как должно молиться на основании богомудрых святых отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание — душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое. Это бывает естественно от сосредоточения, но не прелесть. Все же от благодати Господь дает некоторое утешение молитвеннику.

Всеми силами старайся, чтобы никого не осуждать ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай и вражды не имей, иначе молитва не будет прививаться к сердцу»

 

 «Как вернуться к трезвению?»

Старец Паисий Святогорец говорит, что если духовный человек доверяет своим мыслям – это уже начало прелести. Его ум омрачается гордостью, и даже молитвы святых людей не помогут такому человеку. Он должен понять, что удерживать такие мысли (как «я святой», «я лучше всех» и т.д.) в уме – это прелесть. Подобные мысли нужно открывать духовному отцу или старцу или игумении монастыря и затем отбрасывать.

По этой причине первым средством исцеления от прелести является Таинство Исповеди. Если человек видел какое-либо видение, он должен тут же сказать об этом духовному отцу, ничего не скрывая. Затем он должен в точности исполнять те конкретные советы, которые даст духовный отец. Другие Таинства также необходимы, но иногда прельщенным людям духовный отец запрещает причащаться на какое-то время, иногда на очень большое (1-3 года).

Если мы себя видим грешниками, значит, мы на правильном пути. Если видим себя  хорошими —  значит, на ложном, на пути прелести.

Один инок подошел к своему духовному отцу и говорит: «Отче! Вот я молюсь и достиг такого, что вижу Ангелов». А старец ему сказал: «Блажен тот, кто видит не Ангелов, а грехи свои».

«Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живёт неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты — в горестном самообольщении». (Игнатий Брянчанинов) – вот вам и личный прелестемер.

Автор и составитель – Татьяна Якимкина.

Количество просмотров(68)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *