Совместимы ли высокая должность и соблюдение заповедей?

98776.bКогда я не умею владеть собой, когда нет во мне духа самообладания, духа кротости, святыни, любви и правды, тогда я – плохой управитель. Когда играют мной всякие страсти – лучше мне не браться управлять другими, чтобы не причинить большего вреда себе и им». Св. праведный Иоанн Кронштадтский 

«По опыту знаю я, что тяжелый начальнический крест вдвое тяжелым становится тем, кто желал начальства, и вовсе бывает неудобоносим для тех, кто добивается оного». Амвросий Оптинский

Человеку, которого высокая должность  привлекает возможностью покомандовать и заработать денег, можно лишь посочувствовать. Тот, кто стремился к ней  и добился своего, внезапно обнаруживает, что оказался за рулем неуправляемой машины с непонятным набором функций и для того, чтобы элементарно удержаться «в седле» надо прилагать куда больше усилий, чем это казалось издалека.

Через какое-то время выясняется, что забот  и ответственности по сравнению с рядовым работником стало больше в десять раз, а зарплата увеличилась всего в три; что свободного времени нет и не предвидится, так что похвастаться друзьям новым автомобилем или квартирой некогда, а потом выясняется, что и самих-то друзей стало гораздо меньше или они исчезли совсем…

Что общаться приходится совсем не  с тем, с кем хотелось бы и не о том, о чем хотелось бы; одеваться – как принято в этом кругу, с соблюдением новых норм и правил, что отвечать приходится за то, что делаешь  не только ты сам, но и другие люди – зачастую, далеко не самые умные, добросовестные и расторопные.

Гораздо чаще, чем раньше, приходится недоговаривать, уходить от прямого ответа, ругаться, нервничать, оправдываться и хитрить, подозревать, увольнять, ошибаться и получать нагоняи от вышестоящего начальства. Если ты не готов к этому – жизнь превращается в ад. И человек, не выдерживая постоянного напряжения, начинает искать утешение в бутылке, игре, злоупотреблять стимулирующими веществами и неподходящими знакомствами. Знай он об этом заранее, сидел бы смирно и радовался жизни, возможности общаться с близкими по духу людьми, жениться по любви, а не по расчету, не подозревая в своем спутнике  жажды наживы или другой корысти.

Подобное может случиться со всяким – и с верующим человеком, и с неверующим. Все мы – рабы своих страстей, но если неверующий в выборе своего пути руководствуется собственным рассудком и жизненным опытом, то у человека верующего есть авторитеты посерьезнее.

Мы часто забываем, что Господь ведет нас по жизни. Что существует Промысл Божий, о котором преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «У кого в душе мир, тому и на каторге рай»;

«Только тогда ты обрящешь мир, когда будешь верить в Промысл Божий».

Святые отцы определяли Промысл Божий как действие Божие, которое ставит человека в наилучшие условия с точки зрения его спасения. Господь промышляет обо всех нас. И обстоятельства нашей жизни, наша карьерная успешность или неуспешность зависят от Промысла Божия.

Оптинские старцы хорошо различали ситуации, когда Промысл Божий ставит человека руководителем, а когда человек сам домогается власти.

Преподобный Амвросий подчеркивал различие между теми, кто получил власть законным путем, и теми, кто ее «восхитил незаконно»:

«Восхищающие незаконно царскую или другую какую-либо власть, по слову святого Златоуста, боятся являться пред подчиненными просто и в смиренном виде, а всячески стараются поддержать свое могущество властительским и гордым и жестоким обращением, опасаясь потерять свое владычество. А законно и правильно получившие начальство и власть нисколько не боятся обращаться с подчиненными просто и кротко и смиренно, потому что и великих людей простота и смирение не только не унижают, но, напротив, очень возвышают и возвеличивают»

Также преподобный Амвросий отмечал, что поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу.

Старец Макарий писал, что самому не нужно искать высокой должности, но и отказываться, если она будет предложена, не стоит, потому что иначе придется нести ответственность за то, если на месте этом окажется человек несоответствующий должности и дело из-за этого пойдет вкривь и вкось.

Преподобный Анатолий (Зерцалов) советовал принять возлагаемый начальнический крест как послушание и не снимать его самолично, так как Господь возлагает его на пользу душе нашей и других.

Когда духовное чадо жалуется преподобному Иосифу на скорби, сопутствующие его начальствующей должности, старец отвечает, что без скорбей прожить нельзя. А если попытаться самочинно скинуть дарованный Господом крест, то скорби могут только усугубиться.

Но как же совместить с высокой должностью исполнение заповедей о любви к ближнему – ведь начальнику приходится не только наставлять и руководить, но и  делать выговоры, наказывать, увольнять?

Что Писание говорит нам об этом? Начальник «не напрасно носит меч, он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 4) То есть не по злой воле творит он нечто, возможно огорчающее других, а по промыслу, беспокоясь о деле, которому назначен начальником. В этом – и любовь, и забота – о деле и о делающем.

На просьбу научить правильно обращаться с подчиненными преподобный Иосиф советовал каждый раз просить помощи и вразумления у Бога:

«Тебя Господь да вразумит, как с ними обращаться, каким способом, и слово даст тебе на пользу им. Когда хочешь говорить им что, не забывай прежде мысленно у Бога помощи и вразумления просить».

На вопрос духовного чада, можно ли делать замечания неисправным, критиковать недостатки, старец Иосиф советовал стараться делать такие замечания без раздражения:

«Недостатки можно высказывать, если со смирением принимает это, или как-нибудь приводить к сознанию»;

«Когда нужно, то неисправным надо делать замечание, не обращая внимания на то, что они могут рассердиться. Старайся только без раздражения делать. А если видишь, что тот, которому сделали замечание, остался  смущен, то положи за него несколько поклонов».

Если бы каждый православный избегал начальственной должности, под чьим началом пришлось бы трудиться остальным?

Можно быть начальником, а можно и не быть. Как оказалось, должность ничего не решает. Если карьера не мешает делу  спасения, то человек может иметь и власть, и богатство. Апостол Павел говорил, что научился вести духовную жизнь вне зависимости от внешних обстоятельств:

«Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Сама по себе карьера не спасительна и не гибельна – спасительны или гибельны бывают уроки, которые мы выносим из жизненного опыта.

Но искушения властью и богатством без падений и травм  проходят далеко не все. Это очень тяжелые испытания для человека. По словам святого Иоанна Златоуста, «как слишком большая обувь натирает ногу, так слишком большое жилище натирает душу».

Апостол Павел писал: «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем вынести из него. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти».

Итак, православный может, а в некоторых случаях даже, как видим,  должен, становиться руководителем, не нарушая заповедей и даже помогая исполнять их другим. Значит, единственное, о чем в этом случае стоит  беспокоиться, так это  о том, чтобы исполнять взятые на себя обязательства  как можно лучше. А будет ли дальше  взлет по карьерной лестнице или Господь убережёт от искушений – на всё Его святая воля.

Автор и составитель Н.Уголькова

 

Количество просмотров(132)

One Comment

  1. アレナ.スミルノワ

    Интересно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *