О Божьих тварях

jjF2L-QVgBsКакова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей? Об этом сегодня и поговорим.
Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих. Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский). В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. мы перед животными –в неоплатном долгу!

Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были! Господь по своему человеколюбию сказал: «Люди покидают рай, и вы за ними идите и служите дальше». И мы сейчас видим, что животные настолько трогательно служат людям, что даже спасают их от вымирания. Современная наука открыла животные лечат от самых невероятных болезней. Детей от аутизма излечивает общение с лошадями, с собаками, с кошками. Общаясь с животными, человек может отрыть те качества и свойства личности, которые он не может открыть другому человеку, Животные сохранили райскую непосредственность, или как говорил Ориген «в них остался след Бога». И мы, общаясь с животными, возвращаемся к райской непосредственности.Нам есть чему у них поучиться: и терпению, и незлобивости, и простоте, и открытости, доверчивости. Если они не очень болеют и не умирают, они радуются – они радуются встрече, им дорог человек и при этом у них нет нашего глупого человеческого рассудка.
К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.
Но многие святые говорили о том, что также и привязанность к животному достаточно опасна и может даже заменить любовь к человеку. -Тут самое главное слово «слишком». Святые всегда против любых излишеств. Кушать – хорошо и нужно, а объедаться – это уже грех чревоугодия. Выпить вина можно, а напиться допьяна – плохо. Так же и любить можно и нужно животных, но привязываться к ним настолько, чтобы забыть о своих обязанностях к людям, нехорошо. Часто бывает, когда человек, у которого есть своя собственная собака, считает, что соседи потерпят и лай, и запах, и все остальное, что можно и без поводка с ней гулять. Порой такие хозяева говорят, что этот здоровый бойцовский пес никого не тронет, никого не укусит, а все люди в страхе разбегаются… Это не любовь к собаке, а излишество, слепая страсть, которая затмевает, становится не любовью, а грехом. Поэтому дело-то не в привязанности. Когда становится во вред – тогда это плохо, а когда просто любовь – это хорошо.
А критерии любви: в чем может проявляться любовь к животному, чтобы это действительно не было грехом? Вот предположим, если человек очень сильно скорбит по погибшему или умершему своему питомцу. Он плачет, скучает…Это греховная привязанность или это естественно, нормально?
По-моему, это естественно плакать и скорбеть, но если ты будешь об этом скорбеть годами и забудешь о своих членах семьи, о жене, о детях, о родителях, скажешь, мне некогда с вами заниматься, некогда вас любить, я буду плакать о своем коте, а вы отстаньте от меня – то вот это уже превратится во что-то нездоровое. Но печалиться о том, кого любил, вполне естественно.
Наша обязанность – не делать им вреда, не обижать, а уж любить – это как кому дано. Человек должен стараться греха не допускать по отношению к животным, а уж любить их – ну, в принципе, он не обязан. Вообще, слово любовь не допускает понятия «обязан». Любить нам животных не обязательно, но не обижать их – обязательно. К этому надо приучать детей с младенчества. Как писал Розанов: «каждый ребенок должен держать на груди котенка и ласкать его, разговаривать с ним, ухаживать за ним. У ребенка должен опыт совместной жизни с животными. И тогда он откроет, что в животном мире есть своя структура отношений – привязанность, дружба, верность. И мы не одни живем на белом свете, а вместе с нашими «братьями меньшими».

 

Дарья Пугач

Количество просмотров(204)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *