Как постились святые?

к статье ТаниВ древности само слово «пост» не означало, как сейчас, перехода с мясной пищи на растительную. Телесный пост понимался тогда как совершенное воздержание человека от пищи.
Постящиеся подвижники позволяли себе поесть только вечером и лишь для того, чтобы подкрепить свои силы.
Образцом такого поста могут послужить жития многих святых.
Например, согласно ранневизантийской легенде, по прошествии 5 месяцев после рождения пророка Иоанна Предтечи ангел повелел его матери, праведной Елисавете, отнять младенца от груди и начать приучать его к акридам и дикому меду. В это время мать с младенцем укрывались в пустыне, спасаясь от воинов царя Ирода, избивавших младенцев в Вифлееме. Так святой Иоанн с самого детства и до своего выхода на проповедь пребывал в пустыне; всю жизнь носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, ел акриды и дикий мед, но и этой пищи употреблял очень мало, так что о нем говорили, что он «не ест и не пьет».

Святитель Николай-Чудотворец начал постническую жизнь с первых же дней своего младенчества. Он принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей. В остальные дни он вкушал молоко, по преданию, только из правой груди своей матери. Бог показал этим, что младенец возлюбит правый путь следования заповедям Господним. Подобной строгой подвижнической жизни святой угодник Божий оставался верен до конца жизни.

Преподобный Сергий Радонежский сразу по рождении начал проявлять удивительнейшее благочестие. Младенец совершенно отказывался от материнского молока по средам и пятницам, а в остальные дни не брал сосцов матери, если ей случалось вкусить мясную пищу. Также он не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери. Священник, крестивший его, сказал, что мальчик будет верным слугой Святой Троицы.

Такова вера праведников, во всем полагающихся на волю Божию. И мы можем наглядно увидеть в этих примерах следующую истину: здоровье — здоровьем, а пост есть пост. Пост не только не считается подспорьем здоровью, но может оказаться (с точки зрения медицины) и вредным для здоровья телесного. Вот это и есть главное: пост связан для христианина с тем, что важнее и здоровья, и самой жизни. Это — спасение души.

Преподобный Макарий Александрийский во время Великого поста вкушал (хлеб и овощи) только один раз в неделю. Он прожил 100 лет.

Преподобный Симеон Столпник в течение Великого поста вообще ничего не ел. Прожил 103 года.

Преподобный Анфим тоже ничего не ел всю святую Четыредесятницу, и прожил еще дольше — 110 лет.

О СТРОГОСТИ И СНИСХОДИТЕЛЬНОСТИ.

Наиболее строгие правила пощения предписывали древние монашеские уставы. Так, основатель общежительного монашества преподобный Пахомий Великий, следуя примеру своего наставника Паламона, питался только хлебом с солью, а если и разрешал себе масло в праздничные дни, то смешивал его с прахом или пеплом; тем не менее он был достаточно снисходителен к подчиненным монахам. Запретив им употребление вкусных и аппетитных блюд, а также вина, Пахомий установил, чтобы братия ежедневно имели пищу, приготовленную на огне, чтобы у них было достаточно хлеба, и вообще заботился, чтобы монахи имели достаточно сил для полевых и ручных работ. Как‑то раз преподобный Пахомий узнал, что монахи одной из основанных им общежительных общин, ради большего подвига, в продолжение двух месяцев не имели за столом горячей пищи, при этом монастырский повар, пользуясь досугом, приготовил для продажи не менее 500 ручных изделий. Пахомий сильно разгневался за отступление от его предписаний, изделия повара сжег на глазах изумленных монахов и обратился к ним с обличением. Он говорил им, что гораздо легче и удобней отказаться от пищи, которой не готовят и не ставят на стол, чем соблюдать умеренность, когда достаточная и хорошая пища предлагается для насыщения человека. Только в Великий пост монахи должны были питаться более скудной пищей, и некоторые монахи в это время не ели по два-три дня и даже по пять дней подряд.
Для большинства монахов Египта главной пищей был хлеб. В день монахам давалось по два хлебца, один из которых съедался около трех часов пополудни, а другой — после захода солнца. В постные дни монахам выдавалась только вечерняя порция. Более строгие из монахов, как правило, довольствовались одним хлебцем в день, а некоторые из них старались съедать и того менее.
Святитель Василий Великий в своих правилах для монахов дал образец монашеской жизни для всего Православного Востока. Строго предписывая воздерживаться от мяса, а по временам и от рыбы, масла и вина (например, в Четыредесятницу и другие постные дни), святой Василий является, однако, сторонником того правила, что степень пощения нужно соразмерять с состоянием здоровья и с теми трудами, какими занимается монах. Он предписывал избегать как избытка в пище, так и слишком больших лишений в ней. Греческие монастыри последующих времен, следуя примеру Василия Великого, никогда не вводили у себя слишком строгих предписаний касательно пищи. Что касается древних западных монастырей, то и в них предписания о пище были довольно снисходительны. Наибольшим влиянием на Западе пользовался монашеский Италийский устав преподобного Венедикта Нурсийского. Сам Венедикт был строгим постником. (Известно, что его друг Роман в продолжение трехлетнего пребывания Венедикта в уединении в пещере ежедневно приносил ему лишь небольшое количество хлеба.) Но требования, которые Венедикт предъявлял к подчиненным ему монахам, были весьма скромными. Например, всем без исключения монахам, по его правилам, допущено было употребление вина ежедневно, но, разумеется, в небольшом количестве. Многие почитатели святого Венедикта устраивали монастыри по его правилам, однако со временем отступления от них (в сторону увеличения строгости монашеского устава относительно пищи) становились все более значительными. Так, например, святой Бонифаций (Вонифатий), чтобы противодействовать национальной наклонности германцев к напиткам, совсем запретил монахам пить вино, а позволил пить лишь жиденькое полупиво (предположительно, квас).

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ПОДВИГИ.

Много поучительного история сохранила и о подвижничестве преподобного Макария Египетского, названного Великим. Этот святой не позволял себе ни высыпаться, ни есть досыта хлеба, ни пить вдоволь воды. По долгу гостеприимства иногда он позволял себе выпивать с пришельцами немного вина, но за это наказывал себя тем, что потом на столько дней совсем лишал себя воды, сколько чаш вина выпито им было вместе с гостями. Известен также ученик святого Антония Пиор, в продолжение 30‑ти лет живший в скитской пустыне при колодце, соленую и горькую воду из которого никто не мог пить, кроме него. Другие аскеты выражали свое подвижничество в том, что вообще воздерживались от хлеба, как, например, некий Иоанн, который до 90 лет питался лишь плодами деревьев и никогда не употреблял пищи, приготовленной на огне. Некоторые подвижники показывали свое воздержание в том, что они, имея перед глазами пищу, старались как можно дольше не вкушать ее, приучая себя как бы совсем не обращать внимания на еду. Так поступал преподобный Павел Препростой.
О том, какую воздержанность проявляли древние подвижники, когда им представлялся случай съесть что‑либо особенно вкусное и приятное, много скажет следующий факт. Однажды Макарий Александрийский получил в подарок виноградную ветвь с ягодами. Не желая доставить себе удовольствия поесть этого вкусного плода, он переслал подарок одному из подвизавшихся с ним монахов, а этот, по той же причине, — другому, другой — третьему и т. д. В конце концов, виноградная ветвь возвратилась к самому Макарию…

Но мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки.Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый.

И КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ЗДОРОВЬЕ ПОДКАЧАЛО И БОЛЕЗНЬ НЕ ДАЕТ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ВЫПОЛНИТЬ ХРИСТИАНСКИЙ ДОЛГ?

Пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу.
Пост зависит от духовных и физических сил постящегося.

При болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм.
Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, но подкреплять себя в пище, ограниченно.

А мы начинаем мельчить —  а то можно, а это?Не нужно просить у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве). Попросите ,просто, благословение на пост.
Вопросы о питании во время болезни и беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику лучше ходить на исповедь с духовными проблемами и переживаниями.

В первую очередь, пост-это маленький подвиг над собой, и он заключается не только в вопросах ограничения питания,его главная цель- стать лучше, духовно.Ограничить себя болящим, а особенно беременным женщинам, надо разумно. Например,лучше ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки. Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Сол. 5, 16—18). Если ваше состояние такое, ваш пост Богу угоден. Если вы неспособны такую радость хранить, то главную задачу поста вы не выполняете. Но даже если вы как-то себя ограничиваете, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

Если ваше сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же вы относитесь к Богу, как к диетологу, который считает за вами, что вы съели, то вы ошибаетесь. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таинств. Воздерживаться во время поста нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия: от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла.

Самое главное не обозлиться на окружающих. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Составитель  Татьяна Якимкина

Количество просмотров(7432)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *