Больница- изобретение Церкви

К статье СашиЧто сейчас делает среднестатистический человек когда заболевает? Идет в больницу или в поликлинику на прием к врачу. Но так было далеко не всегда. В Древнем Египте или в Древнем Риме врачей было очень мало, а заболевших гораздо больше. Поэтому услуги врачей стоили очень дорого, и к ним мог обратится только богатый или зажиточный человек, люди победнее вынуждены были обращаться к знахаркам и шаманам, которые в лучшем случае давали безвредную травку, а в худшем, в попытках выгнать из человека злого духа, загоняли их в могилу.

А вот Церковь с первых дней своего существования помнила слова своего Божественного Учителя: «был болен, и вы посетили Меня. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25.36) и поэтому с первых дней занималась попечением о больных. Первые христиане несмотря на гонения стали помогать больным и увечным, стараясь облегчить их страдания. Вспомним, что даже один из Евангелистов – апостол Лука был врачом. Апостол Павел подчеркивает это в своем послании к верующим из города Колоссы: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный». (Кол.4:14).  Вскоре проповедь христианства охватила весь мир, и среди христиан появилось много врачей. Некоторые из них приняли на себя новый подвиг – бессребренничества. Эти врачи использовали свое искусство не для заработка, а для всецелого безвозмездного служения больным. Этим святым целителям Церковь усвоила наименование «бессребреники». Это святой великомученик Пантелеимон и святые мученики Кир и Иоанн, Косма и Дамиан, священномученик Ермолай и многие другие.

Именно в древней Церкви возникли больницы. Первое собрание епископов со всего мира – Первый Вселенский собор, предписал епископам создавать больницы для ухода неимущими. Император Юлиан Отступник укорял своих приближенных: «Нам не мешало бы тоже проявлять заботу о слабых и немощных так, как это делают христиане». Христианам принадлежит и первенство в организации многопрофильных медицинских центров. Так, к примеру центр «Василиды», созданный святителем Василием Великим, включал в себя больницу, приют для бедных, инфекционное отделение и даже лепризорий для прокаженных. По образцу этого центра дальше начали организоваться широкопрофильные больницы – так называемые «ксеноны». Знаменитый константинопольский епископ – святой Иоанн Златоуст создал первую столичную больницу, куда принимались больные, которых не смогли вылечить в провинции.

С появлением крупных монастырей больницы стали создаваться при них. Первоначально это были комнаты для заболевших монахов. Такими комнатами заведовали врачи-монахи – больничные. Затем в комнатах стали лечить и многочисленных паломников, а затем, когда слава о монастырских клиниках и бесплатных врачах распространялась по окрестностям, сюда начинали стекаться все недужные.  Монахи и монахини становились квалифицированным медперсоналом, тщательно ухаживая за каждым больным. Надолго монастырские больницы стали единственными учереждениями подобного рода.

С крещением Руси монастырские больницы появились и в Киеве. В Киево-Печерском монастыре подвизались «врач искусный» Антоний и его ученик Агапит, ныне прославленные в лике святых. Упоминают летописи и о преподобном Алимпии. Он излечивал мазью прокаженных после того, как их не могли вылечить «волхвы и неверные люди».  Сохранилось предание о том, что равноапостольный Владимир вызвал к себе преподобного Агапита, потеряв надежду на исцеление от тяжелой болезни. Однако старец не выходил за пределы монастыря. Он отказался посетить князя и прислал ему свое «зелье», от которого Владимир быстро поправился. Подобные монастырские больницы вскоре распространились по всей Руси и до 17-го века были основными врачебными центрами Древней Руси.

А уже с 17-го в. к царскому двору и к именитым боярам стали выписывать зарубежных, западноевропейских врачей. Они стали воспитывать здесь учеников и основывать платные клиники. В 18-м веке многие монастыри были сокращены, все доходы от них стали поступать в казну и постепенно больницы при монастырях сошли на нет и платные больницы стали доминировать. Новый всплеск организации бесплатных больниц произошел в 19 веке, когда усилиями богатых женщин, преимущественно вдов, стали создаваться «богоугодные дома» — заведения для малоимущих больных, одним из самых известных подобных заведений стала Марфо-Мариинская обитель милосердия созданная святой мученицей  Великой Княгиней Елисаветой.

На протяжении всей истории болеющие христиане обращались к Врачу душ и телес — Богу с просьбой о исцелении, но и не забывали слов Священного Писания: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание» (Сир. 38.1). Поэтому именно Церковь стала основательницей больничного дела и именно Церковь более 2000 лет несла на Себе бремя по лечению всех недугующих.

Александр Адоменас

Количество просмотров(331)

One Comment

  1. Тибо Пино

    Интересный материал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *