Исповедь посредством интернета

Можно ли исповедаться онлайн? Я сейчас имею в виду не многочисленные сервисы, предлагающие излить душу анонимно или сделать свою историю достоянием гласности. Я — о настоящей исповеди, той, что с раскаянием и желанием никогда больше не повторять сдкланного. О возможности отпущения грехов посредством интернета.

Первое, что приходит в голову — разумеется, нет. Но потом начинаешь думать — а не говорит ли во мне замшелый консерватор, закрытый для всего нового, прогрессивного и полезного? Что, в самом деле, такого уж страшного в исповеди посредством интернета? Удобно, доступно, в церковь не всегда выберешься… Почему, в конце концов, нельзя?

Сразу вспоминаются различные сборники писем старцев духовным детям. Писем, которые они получали, мы, конечно, не видим. Но по ответам старцев можно понять, что люди писали о совершенных грехах — чем не исповедь?.. Вот только ни в одном из ответных писем я не видела каких-либо намеков на разрешительную молитву… советы, что делать и как лучше поступить — да. А вот «прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих» не встречала ни разу. Только советы исповедоваться. Лично, имеется в виду — у того священника, что есть рядом. «Операцию Вам делать придется, но подготовьте себя духовно — пособоруйтесь, поис-поведайтесь, причаститесь — и с Богом. Все будет хорошо по-Божьи-то.» — пишет архимандрит Иоанн Крестьянкин духовной дочери. Значит, все-таки, нельзя получить отпущение грехов на расстоянии, если даже умудренные духовным опытом старцы не дерзали этого делать?

Может, старцы даже последних времен не могут преодолеть отрицательное отношение к интернету? Но и это не так. Тот же архимандрит Иоанн писал сомневающемуся: «Много всякой техники попустил Господь изобрести человеку, и пользовались ею и многие люди, которые впоследствии признаны в Церкви святыми. И техника не помешала им отдать свои сердца безраздельно Богу.

Компьютер — это из той же серии. И одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят безобразие. И пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, другие погибают уже здесь на земле. Так что не бойтесь страха, идеже не бе страх.

Живите по законам Божиим и отдавайте «Кесарю кесарево, а Богу — Божие. И спасемся« — стало быть, не в компьютере и в интернете дело…

Просто исповедь — таинство, требующее личного участия. Исповедующегося и свидетеля совершившейся исповеди — священника. Конечно, бывают такие ситуации, когда человек находится при смерти и рядом нет священника, то ему дозволяется исповедоваться и по телефону. Такой случай был в практике митрополита Вениамина (Федченкова). Владыке исповедовался по телефону генерал Бюнтинг, которому угрожала смертельная опасность. Но это допускается только в экстремальных ситуациях, которых, слава Богу, в нашей жизни нет, и, следовательно, никак не может быть в повседневной практике.

Кроме того, хроники собственных грехопадений не рекомендуется вести из соображений безопасности. Даже написанное в личном бумажном дневнике может стать достоянием чужих глаз. А уж исповедь, отправленную через интернет, в состоянии прочитать любой примитивный взломщик, получивший доступ к почтовому ящику. А то, что сказано наедине с Богом, так и останется для окружающих тайной.

Так что, наверное, хорошо, что Церковь не гонится за удобством и прогрессом. 

Сколько раз, выстаивая очередь перед исповедью и сосредоточившись на том, что придется сейчас говорить, я совершенно по-новому оценивала собственные поступки. Безличное послание неизвестному адресату никогда бы не приблизило меня к переосмыслению сделанного. А ведь за этим мы, собственно, и идем на исповедь — чтобы понять и исправиться, получив прощение.

                                                                                                                                                            Наталья Уголькова 

Количество просмотров(69)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *