ДАР ПАСТЫРСТВА И УПРАВЛЕНИЯ

i

Среди множества даров Святого Духа есть один, без которого не возможно было бы существование Церкви – это дар пастырства и управления. Этот дар проявляется в том, что в Церкви есть Богом установленная иерархия – священники и епископы, которые управляют Церковью.

Давайте поразмыслим, в чем уникальность этого дара. Представим на минуту, что в Церкви больше нет ни пастырей – священников, ни управляющих – епископов.

В такой ситуации очутились раскольники-старообрядцы, отколовшиеся от Церкви в 17-м веке. Так как в раскол ушли только священники, и не было ни одного епископа, а так как священников поставляет только епископ, то после того, как умер последний священник-раскольник иерархия у них прервалась. И тут же начались разделения. Без твердого церковного управления люди начали разделяться по таким причинам, как стоять на богослужении, когда именно делать поклон, как молится если некому освятить иконы. Были даже такие, кто считал истинной иконой само небо и потому молился в дыру в стене через которое было видно небо. На сегодняшний день существует более 30 различных течений в старообрядчестве, причем все они относятся друг ко другу весьма прохладно и считают истинной Церковью только себя.  Это живая иллюстрация того, зачем нужны священники и епископы.

 

Не зря же дар иерархии в Церкви называется дар пастырства. Пастырь по церковнославянски это пастух. Как пастухи следят за своим стадом, переживая, чтобы никто не отстал, чтобы все шли одной дорогой не встречая препятствий, переживая за каждую потерянную овечку, так и пастыри церковные следят за тем, чтобы народ Божий не сворачивая, без препятствий совершал свой путь в Царство Божие. Причем как пастух не изобретает новые способы выпаски, так и пастырь ведет свою паству не по своему усмотрению, а исходя из 2000-летнего опыта Церкви. Опыта тех, епископов и священников, кто мудро управлял своей паствой и достиг святости. Таких святых было очень много в Церкви. Одним из выдающихся церковных администраторов и пастырей был святой Василий Великий, архиепископ города Кесарии.

 

Он родился в 4-го века семье благочестивейших христиан Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых. Получив блистательное образование в античном Афинском университете, святой Василий мог сделать себе головокружительную карьеру в миру, но он решил посвятить жизнь Богу. Несколько лет проведя среди подвижников Египетской пустыни, он возвращается в город Кесарию, где вскоре становится его епископом. Именно в сане епископа раскрывается огромный административный талант святого Василия. В это время Церковь боролась с ересью Ария, который отвергал учение о том, что Христос – истинный Бог, и поэтому внутреннее состояние Церкви было плачевным, часть епископов, священников и народа ушла в раскол. Святитель пишет труды, отстаивающие православное учение, полемизирует с раскольниками, увещевает не уподобляться заблудшим овцам, а вернуться в лоно Церкви. Борьбу с расколом святитель вед и административными методами. Священниками и епископами он ставил только умных и грамотных людей, которые бы смогли своим пастырским талантом отвратить людей от погибели. И его пастырские и управленческие труды плоды дали успех, очень много людей покаялось и вернулось в православие. Его ближайший друг св. Григорий Богослов так пишет о нем: «все уступали его разуму, признавали его добродетель недоступной и единственным своим спасением полагали пребывание с ним и в подчинении у него»

 

Кроме борьбы с арианством, святитель упорядочил жизнь в монастырях, сочинив монастырский устав, который до сих пор принят во всех православных монастырях, привел в единство православное богослужение (сочиненная им Литургия до сих пор служится в храмах по великим праздникам), уделял большое внимание заботе о больных, путешествующих, а также нищих, обеспечивая их работой. Святой основал и поддерживал богоугодное заведение, получившее название «Василиада» — первый в истории Медицинский центр.

 

Мы видим, что вся жизнь святого это воплощение дара пастырства и управления. И не даром говорят, что среди Трех Великих Святителей – свт. Григорий Богослов выделяется как истолкователь самых глубоких вопросов богословия, свт. Иоанн Златоуст – как великий учитель нравственности, а свт. Василий Великий – как выдающийся пастырь и кормчий Церкви, приведший Ее сквозь бури и испытания.

Александр АДОМЕНАС

Количество просмотров(549)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *