Первые изображения Рождества Христова

Первые изображения, посвященные празднику Рождества Христова, относятся примерно к III-IV векам. Известно, что в их основе, помимо Священного Писания и Предания, лежали также некоторые апокрифические тексты. Первые образы Рождества были найдены в римских катакомбах, и затем иконография праздника постепенно развивалась иконописцами Византии, откуда дошла и до Руси.

В центре композиции изображались ясли с Новорожденным, возле которых восседает Богородица, а рядом находятся животные – осел и вол, что символизировало сбывшееся пророчество Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Стоит отметить, что образ самого ветхозаветного пророка также изредка можно встретить в некоторых вариациях иконы Рождества. Так он представлен в рукописи XI века, происходящей из монастыря Есфигмен на Афоне, в иллюстрации к тексту Слова св. Иоанна Дамаскина на Рождество на одной из миниатюр рядом с яслями Спасителя. Кроме того, Исайя изображен у изголовья Богоматери на иконе Рождества Христова строгановского мастера Михаила конца 16 века из Русского музея в Санкт-Петербурге.

В целом же, иконография Рождества Христова сложилась к VII веку. И если на изображениях раннехристианского периода вертеп изображался в виде небольшого навеса, то в византийской традиции распространение получил уже вариант в виде пещеры. Этот элемент, наравне с Вифлеемской звездой, стал со временем неизменным, тогда как в различных памятниках иконографии праздника основная композиция в дальнейшем дополнялась сценами поклонения волхвов, благовещения пастухам, Омовения Младенца, а также изображениями ангелов. Канонической схемой рождественской иконографии принято считать следующую: в центре — пещера, где лежит в яслях Младенец, рядом с Ним — Богоматерь и животные, над пещерой — звезда. А вокруг дополнительные сцены с участием Иосифа, волхвов с дарами, пастырями и ангелами, славящими Господа, омовение Младенца Что касается последнего, то данный сюжет, вероятнее всего, пришел из апокрифов. Первыми примерами изображения омовения в искусстве Византии являются книжные миниатюры VIII-IX веков, например, армянского манускрипта Сан-Лазаро в Венеции и Хлудовской Псалтири. В некоторых иконах около святого Иосифа изображается неизвестный старец. Существуют версии, что это один из пастухов, или же сын Иосифа, Иаков. Ряд исследователей предполагает, что им является дьявол, искушающий святого, вносящий в его душу сомнения по поводу происходящего.

Среди редких иконографических вариантов Рождества в византийском искусстве следует отметить две интересные фрески. На одной из них – XIII века, из ц. Оморфи (окрестности Кастории) Богоматерь представлена кормящей Младенца грудью. Этот мотив был позаимствован из западноевропейского искусства. На другой фреске, XIV века, из королевской церкви св. Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница, Богоматерь прильнула щекой к лику Младенца, что напоминает сцену оплакивания при положении Христа во гроб, где Спаситель также изображается в пеленах. Таким образом, уже при Рождестве Иисуса, Богоматерь как бы предчувствует грядущие крестные муки Сына.

Русские иконописцы в своих работах основывались на традиции Византии, однако часто дополняли образ новыми деталями и второстепенными сюжетами. Волхвы были изображены на конях, путешествующими за звездой, а не только в момент поклонения. Часто Рождество Христово изображалось в композиции с образом Успения Богоматери. Особую популярность на Руси получили иконы Собора Богоматери. Иконография этого праздника пришла с Балкан. Собор Богоматери отмечается на следующий день после Рождества Христова, и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан.

Иконография Собора Богоматери сложилась постепенно, на основе собственно иконографии Рождества, с изменениями под влиянием текста рождественской стихиры: «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради: каждого от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие дивление, земля вертеп, пустыня ясли, мы же, Матерь Деву…».

Центром композиции становится образ Богоматери на престоле с Младенцем на коленях, позади престола могут изображаться ясли Спасителя. Богоматери поклоняются волхвы и пастыри, в нижней части изображаются человеческий род и персонификации Земли и Пустыни в виде женщин, одна из которых, согласно тексту стихиры, приносит вертеп, пещеру, а другая – ясли. В людской толпе, восхваляющей Богоматерь, обычно выделялись гимнографы, авторы службы Рождеству – свв. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы. На Балканских фресках изображали исторических персонажей, современников художника.

Классическим изображением Рождества в русской традиции является икона из Благовещенского собора Московского Кремля, автором которой принято считать Андрея Рублева (XV век). Отличием от византийских икон в ней является изображение ангелов, поклоняющихся Младенцу Христу перед яслями. Начиная с середины XVII века, мастера из Украины и Белоруссии привнесли в русскую традицию элементы западноевропейской иконографии.

Если посмотреть на иконы Рождества разных народов и культур, то можно отметить определенную особенность. Иконописцы разных стран изображали детали по более привычному для них образцу. Греки помещали на фоне античные здания еще дохристианской эпохи, а в работах русских авторов со временем стала появляться более традиционная для их местности архитектура. То же самое можно сказать и о природе местности: если на египетских иконах и фресках сюжет развивался в пустыне, а фон был достаточно минималистичен, то римские и греческие, напротив, отличались большей красочностью, на них можно увидеть деревья и горные пейзажи. Понять особенности иконографии Рождества Христова в разных культурах будет легче, посмотрев на образцы работ своими глазами. Недаром иконы в свое время даже назывались «книгами для неграмотных» и создавались максимально понятными для людей, которые не имели возможности прочитать о том или ином сюжете в священных текстах.

При написании использовались материалы следующих статей:

http://www.pravmir.ru/ikona-rozhdestva-xristova/
http://www.pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-ikonografiya-ikony-kartiny/
http://www.pravoslavie.ru/412.html

Иконография Рождества Христова

http://www.pravmir.ru/9-ikon-rozhdestva/

Материал подготовил Евгений Гехт

5heylh6wb9q
a_ebklitbg4
ddbaopoxsqm
fadpbugy4ju
fp2upvjsbkg
gtfiu9n_kzo
jbdwufkjwnu
khuminp0jku
ki3zocopfok
llrh1nzvuxi
ngzinvktor4
qv856v3kil0
tnco7ouyuxk
xnpsiz5awcc
z280-kj5dzq

 

 

Количество просмотров(360)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *